denis_poltavets: (Default)
[personal profile] denis_poltavets
О смысле жизни

        Поскольку вопрос о "смысле жизни" по какой-то непонятной причине волнует близких мне сограждан, я призадумался, потом почитал размышления товарища Корчинского, еще некоторых Френдов. Вот что явилось мне в грезах в связи со всеми этими процедурами.

        1. Что такое вообще "смысл"? Поиграв полярностями нейронных цепей, пришел к выводу, что слова "смысл", "мысль", "промысл", "промышленность" - однокоренные. Тогда получается, что "смысл" есть нечто, связанное с поиском ценностей, выживанием, приобретением ресурсов, добычей, созиданием и пр.
        2. В связи с 1.) можно утверждать, что выражение "смысл жизни" означает примерно то же, что "поиск-придумывание-созидание-добыча жизни".
        3. Таким образом, выражение "смысл жизни" фактически тождественно процессу самой жизни, как мы понимаем ее здесь-и-теперь.
        4. В этой связи "искать смысл жизни" никак невозможно, потому что начиная его искать, проваливаешься в рекурсивную функцию. "Поиск поиска жизни" может дать только "Поиск поиска поиска жизни" и так далее.

        Как же тогда ответить на часто возникающий у нас в голове вопрос: "А в чем смысл жизни?". Да вот так вот и ответить: как только такой вопрос возникает, так сразу следует признать, что сам вопрос и сопровождающие его чувства, собственно, и есть смысл жизни, а никакого другого смысла в ней нет. Только поиск самой жизни, воссоздание ее в пространстве и времени (то есть, "смысл жизни"!), фактически, связывает в целое мое прошлое и будущее, проникая сквозь и заполняя все настоящее. Он-то - поиск - и есть смысл жизни. Не понятно? Вот и мне не понятно. Как все же страшно жить...
(deleted comment)

Date: 2008-03-04 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Жить страшно. Ничего в этом нет плохого, только страшное.

Date: 2008-03-04 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] idle-user.livejournal.com
Вот что интересно, и такой как Вы написали смысл и даже Корчинского именно сейчас меня, например, устраивает. Но я очень хорошо помню, что не так давно меня такое объяснение или ответ не устраивал. И я не уверена, что завтра, он меня устроит. Как, найдя смысл, его не потерять?

Date: 2008-03-04 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Смысл невозможно найти, в этом суть моего рассуждения. Потому что "смысл" = "поиск" фактически. Можно лишь внимательно думать о поиске жизни или на какое-то время перестать думать о поиске, а просто ее искать, не думая об этом. Например, когда я сплю, мой мозг "осмысливает жизнь", но без участия самосознания. Другими словами, если я правильно понимаю сам себя :), то "потерять смысл" нельзя, пока бьется сердце и осуществляется функция клеточного дыхания. Можно лишь обостренно ощутить этот поиск как наиважнейшую на самом деле активность и вот тут впасть в некую форму сомнений, вполне, впрочем, обоснованных. Слишком уж ненадежна наша тушка...

Date: 2008-03-04 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] idle-user.livejournal.com
Я наверное как-то не так спросила, я имею в виду, как мне себя убедить в следующий раз, что именно этот мой поиск=смысл? Чтоб сократить время мучений...видимо нужно просто запомнить. Записать. Но может и не помочь.
А вот еще на мысль Вы меня навели: ведь можно же и неправильно себя понимать, тут тоже я так понимаю борьба нешуточная разворачивается...а что Вы имели в виду под "неправильно"?

Date: 2008-03-05 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
:). Все правильно Вы спросили, а я - правильно ответил. Если выразиться механически, то "смысл жизни", на мой взгляд, заключается в процессе созидания "чего-то" из "ничего", из "пустоты". Это вот творение есть энергетически затратное занятие - более или менее. Поэтому человеки выдумали триллион способов, как сэкономить немного сил. Этот триллион способов сэкономить на творении жизни называется "культурой", "моралью", "привычками" и т.д., в зависимости от масштаба.Но, как и любое приспообление, "культуро-привычки" дают сбой и не закрывают 100% ситуаций творения. Иногда человек лицом к лицу сталкивается с необходисмостью воссоздать свою жизнь в ситуации, где ничто ему не помогает. Тут и возникает вот эта вот "божественная ответственость за акт творения", которую мы, как правило, переживаем довольно тяжело и от которой хочется иногда тихонько умереть. Однако ж умирать не нужно, потому что в такие моменты как раз и происходит жизнетворение в чистом виде. Если так смотреть на подобные ситуации, то получается что никак невозможно себя неаправильно понимать. Ибо нечего понимать! Можно только искусственно тормозить созидание своей новой жизни, откладывать акт творения. Но тут уж вольному воля.

Date: 2008-03-04 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] taras-braga.livejournal.com
Почти завершенная мысль. Мне нравится. Старт со этимологии (это важно, так как праязык отображал лишь главнейшие процессы). Записано в мозго-закладки.

Смысловая нагрузка на мозг увеличилась, слово "смысл" обросло смыслами и организм уже тратит гораздо больше энергии чтоб справится с задачами. А задачи нешуточные. Вот например для деятельности -- какие переменные брать во внимание, какие нет? Ведь с ростом информатизации и социо-сетей вызовы перед мозгом покруче тех, что стояли даже сто лет назад. А ответов то нет, Аристотель, Гоббс, Сковорода и Лем лишь указывают направление, но никак не отвечают на вопрос.

Date: 2008-03-04 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] halfaman.livejournal.com
Обсуждение на котором тебя, к сожалению, не было:
http://halfaman.livejournal.com/64755.html

Date: 2008-03-05 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
А я внимательно прочел, дорогой Френд, еще вчера. Очень пожалел, что протупил тогда. Порадовали меня фантазии участников об "Украине" и "левизне". Думал еще про "бомбило-дискурсе". Не согласен я с таким определением, но пока не могу ничего внятного сказать. Что-то оно слегонца какое-то "ньютоновское", что ли... но это не важно. Главное правило "Знал бы дискурс - жил бы в Сочи" прет из всех дыр, так что я спокоен.

Date: 2008-03-04 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] halfaman.livejournal.com
Твоя точка зрения о смысле жизни полностью совпадает с моей.

Date: 2008-03-05 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Точка не совсем "моя", но я ее присвоил, как наименее неадекватную. Тепреь она моя и я делюсь со всеми, кому она тоже нужна :)

Date: 2008-03-04 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] yozhikova.livejournal.com
а можно меня так же проконсультировать относительно поиска своего места в жизни? а то гнетет как-то неиспользование резервов, а куда их, такие странные, можно приткнуть - неизвестно, да и можно ли их вообще считать заслуживающими внимание резервами, или же лучше просто балластом?

Date: 2008-03-05 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Дорогая Йожикова, што Вы, право, такое говорите?! У такой хорошенькой женщины какие могут быть вопросы - "балласт", "странные"...? Вы это бросьте! Только "резервы"! И не просто "заслуживающие внимания", а именно что "драгоценный избыток творческой энергии"! Только так и никак иначе. Не бойтесь творить свою жизнь, если чувствуете в себе этот драйв. Оно поначалу страшновато, потому что приходится думать обо всем и о многом новом и непривычном. А потом втягиваешься и уже ж не можно по-другому! Все же свобода жизнеТворения - самый сладкий наркотик, как по мне.

Date: 2008-03-05 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] yozhikova.livejournal.com
Ну, хорошо - резервы есть... так а куда их девать? Желание творить назрело, понимание, что - могу! - имеет место быть, а что могу - неизвестно.
В общем, вот. Радости созидания хочется, а чего созидать, не знаю... Что называется, мою бы энергию - да в мирных целях :)))

Date: 2008-03-05 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Не знаете чего - так не бойтесь тогда пока что фантазировать: рисовать, писать, танцевать, петь - что угодно и с любым уровнем техники, лишь бы от души. Оно потом пройдет, а останется чисто конкретное понимание того, что нужно делать, почему и зачем. А не останется, так хоть весело будет.

Date: 2008-03-05 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] yozhikova.livejournal.com
социального чего-то хочется, чтоб на благо общества... Кстати, Денис, а у нас в Днепропетровске какие-нибудь проекты имеют место быть, к которым можно было бы примкнуть в плане активной деятельности? Буду безмерно благодарна за подсказку...

Date: 2008-03-05 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Та должны быть проекты, а как же. Я так сильно уже не в курсе дел, поэтому если подскажете, в какой сфере, так сказать, наибольший творческий зуд чувствуется...

Date: 2008-03-05 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] yozhikova.livejournal.com
Эх, знать бы вообще, что у нас в области делается. Точно понять не могу, поскольку плохо знакома с предметом - никогда не сталкивалась ни с какими социальными службами, посему мои представления об их деятельности... хммм... близки, наверное, моим представлениям о быте барабашек :)))
Хочется: 1) активной деятельности; 2) общения с людьми; 3) чтобы хоть одному человеку от этого стало лучше и теплее, а не просто бессмысленного увеличения энтропии во вселенной.
Вообще, буду рада, если хотя бы просто подскажете, где копать и что искать... или наоборот - где искать и что копать?

Date: 2008-03-05 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Эх, товарищ... знал бы прикуп - жыл бы в Сочи! Сам приезжаю порой в город, так не знаю куда пойти... Ну, есть там у нас психоаналитическая тусовка вполне на уровне. Даже очень. Ну, есть всякие философо-художники... черт знает. Детям еще прикольно помогать. Или - проституткам, например. Они ваще зачотные тетки. В общем, тут нужно вачале все же приоритеты как-то обозначить, хоть чутка.

Date: 2008-03-05 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] yozhikova.livejournal.com
хм... скорее все же детям или проституткам! философо-художникам уже не помочь - это диагноз, которым они еще и упиваюццо... а что, психоаналитикам тоже помосчь нужна? :)))
(deleted comment)

Date: 2008-03-05 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Хихихихи, какая Вы романтическая девушька. Я ж чисто как нейрофизиолог рассуждаю. А Вы поэтесса прямо :)

слова слова

Date: 2008-03-05 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-fm.livejournal.com
а не согласна я ни с вами, ни с Корчинским, который с точностью наоборот ссылается на Виктора Франкла. У Франкла как раз о том, что смысл должен быть найден. Порядок, так сказать, из хаоса. Чем мне нравится настоящее время, что выяснение отношений со смыслом штука персональная, разумеется для желающих

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
та франкл этот... я не в претензии - думаю, сам бы посидел в концлагере, тоже бы порядок полюбил.

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-fm.livejournal.com
да это детали, по большому счету, и психоанализ и, экзистенциальная психотерапия, - модернизированная еврейская мудрость. Фрейд и Франкл были хорошими равинами.
Меня мучает вопрос, может Сократ тоже был евреем?

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Бог был евреем. Пока его Ницше не кончил.

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-fm.livejournal.com
а вы ничего не путаете, может все ж украинцем был этот Б.?

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Ну, это д-р Крайст был украинцем. За это зуб даю. А тот таки был еврей все ж таки... Ну, а кто ж он был, по Вашему?

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-fm.livejournal.com
Папа - еврей, сын - украинец, по маме, надо полагать. Ну не знаю, не знаю...

Вопрос, конечно, на засыпку. Хотя, я тут вспомнила американский фильм "Фанатик" про еврея-фашиста, там был один эпизод, мальчик бежит по леснице синагоги наверх, а ему говорят: там ничего нет.
Думаю, что и не было никогда. Ну если б был, они бы его назвали, измерили, взвесили, а так хитрят и уходят от ответа. Просто умные равины решили, что его стоит, пожалуй, выдумать.

Re: слова слова

Date: 2008-03-05 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-fm.livejournal.com
от блин, оговорочка вышла, буддийская такая. Мальчику на самом деле говорят: "там никого нет"

Profile

denis_poltavets: (Default)
Denis Poltavets

May 2018

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
2021 2223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 08:51 am
Powered by Dreamwidth Studios