denis_poltavets: (Default)
[personal profile] denis_poltavets
       Как вообще сегодня можно говорить о политике, не адресуясь к понятийному аппарату динамики внесознательного? Читаю по 2-3 политических статьи в день, так прямо хоть стой, а хоть открывай курсы ликбеза для политтехнологов и политинформаторов. 
       Вот, к примеру, широко цитируемая в узких кругах статья Игоря Джадана "Невыученные уроки Конотопа" не проливает свет ни на что, кроме как на этот самый прискорбный факт - отсутствия сравнительно достоверных психодинамических знаний и навыков, позволяющих вести созидательную работу по усовершенствованию социального мира, в котором нам выпало жить.
       Автор начинает смело: "при ближайшем рассмотрении Конотопское сражение и его исход оказываются таким же эфемерным «оранжевым» конструктом, как и объявленная ранее Ющенко «соборная украинская нация»". Здесь автор открывает дорогу самым незрелым и потому самым подавленным инфантильным фантазиям всемогущества и всезнания; далее мы уже обречены следовать за ним, ибо вокруг поднимаются чудища, куда страшнее и Конотопской битвы и даже самого всеужасного Виктора Ющенко.
       Поясню мысль. Во-первых, если "никуданегодный Президент" может порождать "оранжевые конструкты", то и читатель (а сам Игорь - и подавно!) вполне может порождать "конструкты" любого цвета и аналогичной силы, способные а) в прошлом - собрать на поле боя тысячи свободных бойцов и б) в настоящем - собрать на том же поле ведущих политических и других деятелей современности.
       Во-вторых, в авторскую речь легким движением руки вводится парадокс: "Никто не знает, как было на самом деле. Я знаю, как было на самом деле". 
        Дальнейшая речь автора развивается в пределах этого парадокса. А ведь сколько раз твердили миру - человек не может жить без мифа. Группа людей - и подавно. Народ вообще, скорее всего, определяется именно общим мифом, общим пространством нагруженных смыслом образов, пригодных для конструирования идентичности. Украинский народ, которому от роду всего-то 18 годков, упорно ищет свои мифы. Процесс этот никем конкретно не замысливался, никем не контролируется и никому в отдельности не подвластен. Виктор Ющенко ищет и воссоздает свой миф точно также, как и Денис Полтавец. Только возможности по актуализации мифического содержания у нас с Виктором различны. Я пишу блог, Виктор - Указы Президента.
         Критиковать же Президента стоило бы за качество актуализации его мифов, но не за само намерение.
         Далее Игорь и вовсе начинает путаться и путать читателя, что неизбежно для любого текста, написанного софистом во имя отстаивания партикулярного интереса. Фраза "современным «свидомитам», которые периодически кричат о нарушении царями условий договоров с казацкой старшиной, следовало бы более тщательно представлять себе причинно-следственные связи между событиями украинской истории" прямо следует из скрытого от читателя парадокса. Я, легко становясь на позицию "свидомита", отвечу Игорю Джадану: "я представляю себе причинно-следственные связи между событиями украинской истории достаточно тщательно для того, чтобы судить о российских царях, оставаясь при этом на тех же теоретических основаниях, на которых стоит и обвиняющий меня Игорь Джадан. А именно - защищая партикулярные интересы тех, кто платит мне за софистические трактаты по данной тематике".
         Скрытый парадокс заканчивается неизбежным противоречием, как бы выворачивающим парадокс наизнанку. Автор, утверждающий, что Президент практически бессилен и не пользуется популярностью, вдруг почему-то выражает обеспокоенность: "Современная ситуация на Украине весьма напоминает ситуацию перед «Руиной». Она характеризуется неустойчивым равновесием между этно-политически неоднородными западными и восточными регионами. Очевидно, что любой толчок, любая новая встряска может оказаться роковым событием, началом раздела страны. Тем не менее президент этой страны, пользующийся поддержкой менее 3-х процентов населения, продолжает агрессивно и упорно навязывать населению непопулярный русофобский курс, языковое и политическое насилие. Рациональные аргументы на него не действуют. Такое впечатление, что Ющенко завязал глаза и сознательно толкает украинское «незалежное» государство в пропасть. Что ж, не будем ему мешать...". 
          Коротко суть этого абзаца можно передать так: Ющенко ничего не может, может только уничтожить современное украинское государство. Но ведь мы уже видели, что возможна, как минимум, еще одна интерпретация - Виктор Ющенко всего лишь актуализирует собственный миф, небезосновательно полагая, что этот миф полностью или частично разделяют не менее 1 миллиона человек (3%). Навязать какой-либо курс у Президента Ющенко нет ни возможности, ни средств, ни даже особо сильных мотивов.
          Но, мысля Президента Ющенко как частичный объект, как идеальный, выкованный в кузнях ЦРУ конструкт, лишенный укорененности в человеческое, все еще слишком человеческое украинское мясо, Игорь Джадан внезапно раскрывается перед нами именно как аналитик, ограниченный в свободе привлечения данных для анализа. Как если бы автор, обдумывая ситуацию в Украине, пытается сложить слово "Вечность" всего лишь из 4-х дозволенных и широко известных букв.  Автор "забывает", что Виктор Ющенко ограничивается в своих действиях реальной политической конкуренцией, а не священным трепетом перед бытием-за-Кремлевской-Стеной, как его северовосточные коллеги. Именно разница в направленности сталкивающихся стремлений к могуществу позволяет Виктору Ющенко идти до конца в выражении себя как человека политического. Чего, кстати, он искренне и часто желает всем нам.
          В апокалиптических выводах автор точнее очерчивает ту зону, куда не осмеливается проникать его могучий ум. А именно - в личности людей с нечеткой национальной самостью (раньше прозвучало бы сакраментальное "космополитов"), оторванных от "почвы". И чем же опасны такие люди для товарища Джадана? Критическая масса их ускоряет отмирание и даже гибель государства.
          Но я - не Игорь Джадан. И потом спрашиваю себя - а зачем мне беречь это самое государство? Почему не основать два вместо одного или три, если это нужно для жизни и без этого - просто никак? В чем проблема-то? Да, тяжело, да, дорого. Но если со старым государством тоже тяжело и тоже дорого? Давайте сядем, попробуем посчитать, поспрашивать, кто что думает, нужно оно нам или нет, это новое государство или даже несколько... Скорее всего окажется, что и в рамках сущестующего государства вполне можно решить все практически важные задачи. Главное - не нужно сеять панику вокруг пустяковой в целом проблемы.
          В этой связи возникает вопрос - боится ли сам Игорь Джадан гибели собственного государства? Не является ли его попытка изучить уроки Конотопской битвы непрямым способом проработки наиболее волнующей и, возможно, пугающей его фантазии - о гибели единого "государства Российского"? Не против этого ли "триколорного конструкта" выпущены опаснейшие стрелы Виктора Ющенко? Ведь в отличие от родной страны, в отношениях с Кремлем Виктор Ющенко имеет 50%-ый рейтинг или даже больше. Он да Божественная Юлия - больше серьезных партнеров Кремль пока не обозначил.
          Тогда за предложенным парадоксом "Никто не знает, как было на самом деле. Я - знаю" скрывается более глубокая и куда более понятная фантазия о распадающемся мироздании, неконтролируемом расщеплении целостного (пусть и недостаточно хорошего) объекта. Именно эту фантазию пытается транслировать нам автор. Именно эту фантазию и преодолевал Виктор Ющенко, организовавший Конотопские бдения. Ведь Конотопская битва как раз и хороша именно своей парадоксальностью - как о ней не думай, а все равно выходит, что победили наши. Одни наши победили в ее начале, а другие - после ее окончания. Разве это не прекрасная дискурс-смычка для современного, еще такого наивного и молодого украинского народа? Вполне возможно. А, возможно, что украинский народ и думать позабудет о Конотопской битве в мифической интерпретации Виктора Ющенко. А еще вероятнее, что такая интерпретация будет воспринята некоторыми и не будет - другими. Где-то дети будут бороться за право "быть Выговским", а где-то - "молодым Хмелем", а еще где-то - "татарским ханом". Вполне может так случится, что украинский народ, в отличие, скажем, от российского, не так уже сильно привязан к идее государственности-любой-ценой. Лишь бы какое государство нам не нужно, нам подавай доброе и радостное государство. Веселое и шаловливое, но при этом - не жадное и не слишком жестокое, не склонное к некрофилии.
           Результатом из всего потока сознания, приведенного выше стало желание почитать психоаналитических книжек, за что отдельное спасибо   igor_dzhadan . Никто не хочет как-нибудь потрындеть "за Фрейда-за Юнга"? Есть пара текстов, которые хотелось бы обсудить, пролить, так сказать, свет истины на природу и роль мифов в нашей жизни.


(deleted comment)

Date: 2009-07-14 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
именно что не будет.

Date: 2009-07-14 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] susannaangelova.livejournal.com
конечно потріндеть за мифі хочется
и за всякие литературніе ужастики
"Тысячелетняя русскость вырезается из сердца, и в него пересаживается польско-австрийское «украинство», а теперь ещё «европейская идея». "

Date: 2009-07-14 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Вскрыл сегодня утром грудную клетку, осматривал сердце в поисках русскости. Ничего не нашел. Наоборот, сердце сказало мне, что с Тюменским каганатом возможны более цивилизованные переговоры об энергоносителях, чем с Кремлем. И так далее.

Date: 2009-07-14 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] susannaangelova.livejournal.com
дык вырезали ужо русофобы-маніаки! ампутировали русскость нахрен!
из Сердца!
вставили отвратительный в своей неприродности протез тюменского каганата.

Date: 2009-07-14 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
отоночьо. попробую еще поискать в других местах - а вдруг где-то, да остался русский дух? попутно представил себе ситуацию, когда человек с ружьем целится мне в лоб и спрашивает "ты русский или нет?". чтобы я ответил - даже сам не пойму. наверное, ответил бы, что в данной ситуации это уже все равно, русский я или нет. "а кем лучше быть - русским или нет?" спросил бы я такого человека, а сам бы лихорадочно думал, где бы и мне взять АКМ. У меня тоже аналогичные вопросы к людям имеются. "А вы - декадент или нет?", "А у вас какой ведущий тип психологических защит?", "Вы задницу какой рукой чешете?" - под дулом АКМ такие вопросы приобретают особый торжественный смысл.

Date: 2009-07-14 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] u78.livejournal.com
Одно я понял однозначно - сложным текст делают длинные предложения, хотя гораздо раньше меня это поняли писатели бульварных романов. Что бы легко читать, надо чуток привыкнуть держать и разбирать в голове такие конструкции.

А что за Конотопская битва? Гражданское какое то сражение?
Насчёт фрейда-юнга, я с удовольствием почитаю, если осилю.

Date: 2009-07-14 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Что за битва, я понятия не имею и, честно говоря, ни слишком жажду знания полной правды в этом вопросе. Есть украинская вики-статья - ничего особенного для тех лет: хохлы с татарами разбили армию хохлов с русскими. В Западной Европе подобных случаев (когда французы били французов и так далее) - десятки, в азиатской - уверен - тоже. Что поделать, феодализм же.

Насчет фрейда-юнга - как не осилить? Люди писали для простоты, хотя не всегда получалось, конечно. Но я даже не фрейда-юнга приветствую. Скорее, их последователей и продолжателей. Мэтры, как водится, сказали все, что можно сказать. Вынести из этого набора букв адекватную времени истину - наша задача.
From: [identity profile] seligenstadt.livejournal.com
альтернативная мифология. к генезису понятия родины. нашей родины.

представьте себе на секунду, что украины нет. и россии нет. а ес -- есть. есть граница, колючая проволка, вышки с автоматчиками, всё как положено. там, за границей, в ес -- жизнь. правительства принимают законы, в канны съезжаются знаменитости, на елисейских полях очередной показ мод. за границами ес -- аборигены, и это всё, что о них можно сказать. представили?

идём дальше. какая основная (и единственно правильная) тактика аборигенов в таких условиях? попасть за границу. подкоп, подплыв, нелегальное проникновение с в вагоне с углём -- всё сгодится. наиболее продвинутые аборигены набирают отряды башибузуков для силового решения вопроса где-небудь на трудном (горы) или плохо охраняемом (морское побережье) участке границы.

какая в таких условиях наиболее выгодная стратегия для ес? необходимо убедить наших аборигенов, что в ес -- кризис, там всё плохо, власть захватили педики и лесбиянки, в магазинах всё фантастически дорого. а как хорошо в прериях! просторы! богатства! самогон без лицензии, опять же. ну и РОДИНА, наконец. это ОЧЕНЬ важно -- сидеть в полесских болотах и в канны не рыпаться.

вот таким вот путём.
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Можно и такое представить. Я ж говорю, после слов "эфемерный оранжевый конструкт" возможно все представить и невозможно ничего поделать.
From: [identity profile] seligenstadt.livejournal.com
не смеяться, не плакать, но понимать.
пусть сегодня наше дело состоит в простом понимании.
может быть следующим поколениям придёт в голову
конкретный и действенный рецепт выхода из сложившейся ситуации.
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Скорее всего, так и есть - хотя бы понимать, не уставать делать хотя бы это.

Date: 2009-07-14 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] maxim.livejournal.com
"Есть пара текстов, которые хотелось бы обсудить, пролить, так сказать, свет истины на природу и роль мифов в нашей жизни."

Это что же получается, если обычный гражданин труженник пролетарий, должен платить 25$ в час за то, что его креатив будет разобран по полочкам, то сколько же должны Мне будут покойный Фрейд с Юнгом за то, что Я буду обсуждать ихних тараканов с таким виртуозом синтаксисов как Вы ?

Date: 2009-07-14 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Мертвые Фрейд и Юнг перестанут преследовать Вас в Ваших забытых сновидениях. Психоаналитические тексты обсуждаются вовсе не пользы для, а вреда от.
(deleted comment)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Справка.
Кому: всем заинтересованным лицам.

Сим отделяю Крым от материка

Денис Полтавец.

Date: 2009-07-14 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] susannaangelova.livejournal.com
а вообще я совершенно согласна с автором поста, в том, что подобные тексты пишутся исключительно заради реабилитации тоски о собственном распадающемся мифе.
причем тоска эта таковой патологической силы, что бедненькие ее носители страдают недержанием нарративов и более того публикацией их. в поисках группы поддержки и групповых катарсисов.

Date: 2009-07-14 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Че там бедненькие, есть и богатенькие. Эти особенно примечательны. И все же когда умирает миф, умирает и что-то родное, выстраданное. Я не удивляюсь недержанию, я удивляюсь наивным попыткам предлагать нарративы, построенные, так сказать, на модерновом представлении о человеческом счастье. Сколько бы Дугин не задвигал за свой археомодерн, а современная жизнь, скорее всего, не впишется. Вывод- археомодерн придется скреплять силой длинного рубля, со всеми вытекающими.

Date: 2009-07-14 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] susannaangelova.livejournal.com
во многих случаях культивирование нужных мифов удлиняет рубль

Date: 2009-07-15 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Монетизация мифов - любимое занятие постсоветских. В то время как передовые ученые Запада уже давно занимаются мифологизацией финансов.

Date: 2009-07-14 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] b0ris.livejournal.com
круто, хотя ему достаточно было бы такой рецензии, которая была популярна много лет назад, КГ/АМ

Date: 2009-07-14 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Нет, это не по-метатроцкистски, писать такие рецензии.

Date: 2009-07-14 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] b0ris.livejournal.com
согласен, но краткость сестра

Date: 2009-07-15 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Именно что. Опираясь на приведенный Вами принцип, метатроцкист, и без того лишенный привязанностей в тварном мире, вообще впадает в обскурантизм, меланхолию и мизантропию. Такие, с позволения сказать, рецензии служат поддержанию необходимого для выживания уровня серотонина.

Date: 2009-07-15 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] kypala.livejournal.com
sadfasfeewassdfw fdsasde fdsawwefds!

как-то так.

Date: 2009-07-15 05:59 am (UTC)

Profile

denis_poltavets: (Default)
Denis Poltavets

May 2018

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
2021 2223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 10:40 am
Powered by Dreamwidth Studios